СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЕТЕРАНОВ СВО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ
С.А. Проценко, А.В. Гудиев, А.Г. Караяни
THE SPECIFICS OF THE MANAGERIAL POTENTIAL OF THE VETERANS OF THE SVO: COMPARATIVE ANALYSIS WITH CIVIL SERVANTS
S.A. Protsenko, A.V. Gudiev, A.G. Karayani
DOI: 10.38098/ipran.sep_2025_40_4_07
Аннотация. Статья посвящена научному анализу и верификации управленческого потенциала ветеранов боевых действий как ценного кадрового ресурса для государственной службы, выявлению реальных психологических особенностей, обусловливающих их социальную активность в контексте концепции посттравматического роста. Цель – на основе сравнительного исследования управленческих качеств ветеранов боевых действий и гражданских служащих обосновать целесообразность широкого привлечения ветеранов к управленческой деятельности на разных уровнях государственного и муниципального управления. Экспериментальную группу (ЭГ) составили ветераны специальной военной операции на Украине, являющиеся участниками специальных образовательных программ для руководителей. Данные программы можно условно назвать «Ветераны». В контрольные группы вошли: КГ1 — государственные гражданские служащие, также участники образовательной программы для руководителей (условное название программы «Госслужащие»), КГ2 — участники еще одной образовательной программы – сотрудники организаций социальной сферы (условное название программы «Соцсфера»). Показано, что участники группы «Ветераны» продемонстрировали существенную разницу по значению большинства из шкал опросника «ОУП» с участниками обеих контрольных групп (как руководителей, так и не руководителей). Они значительно превосходят контрольные группы (КГ1 и КГ2) по шкалам, связанным с лидерством, психологической устойчивостью и мотивацией достижения («Сила личности» и «Мотивация достижения», «Самопринятие», «Актуальный потенциал», «Управленческая мотивация», «Интернальность», «Лидерство и независимость», «Управленческие способности», «Стратегическая идея» «Социальная мобильность», «Склонность к риску», «Ориентация на поставленные задачи», «Командность», «Коммуникативная компетентность»). Вместе с тем, ветераны уступают членам КГ1 и КГ2 по шкалам, связанным с ориентацией на стабильность, формальные процедуры и иерархию («Ориентация на безопасность», «Профессиональная мотивация», «Дистанция в организационных отношениях», «Концепция Х»). Ветераны боевых действий демонстрируют высокие уровни посттравматического роста, проявляющегося в их способности отстаивать свою позицию, независимость в суждениях и стремление к достижению высоких результатов, обладают уверенностью в себе, внутренней мотивацией к управленческой деятельности, склонностью брать ответственность на себя, выраженными лидерскими качествами, проявляют большую гибкость в адаптации к новым условиям, готовы к риску, ориентированы на выполнение задач и эффективны в командной работе. Это является достаточным основанием для признания ветеранов ценным кадровым ресурсом в контексте задач по созиданию будущего России.
Ключевые слова: управленческий потенциал, посттравматический рост, ветераны боевых действий, специальная военная операция.
Summary. The article is devoted to the scientific analysis and verification of the managerial potential of combat veterans as a valuable human resource for public service, identifying the real psychological characteristics that determine their social activity in the context of the concept of post-traumatic growth. The purpose of the article is based on a comparative study of the managerial qualities of combat veterans and civil servants, to substantiate the expediency of widely involving veterans in managerial activities at different levels of state and municipal government. The experimental group (EG) consisted of veterans of the special military operation in Ukraine who were participants in special educational programs for managers. This program can be conventionally called «Veterans.» The control groups included: CG1 — civil governmental servants, also participants in the educational program for managers (conventionally called «Civil Servants»), CG2 — participants in another educational program — employees of public service organizations (conventionally called «Social Sphere»). The article shows that participants in the «Veterans» program demonstrated significant differences in the scores of most of the scales of the Management Capacity Questionnaire compared to participants in both control groups (both managers and non-managers). They significantly exceed the control groups (CG1 and CG2) on scales related to leadership, psychological resilience, and achievement motivation («Personal Strength» and «Achievement Motivation,» «Self-Acceptance,» «Actual Potential,» «Managerial Motivation,» «Internality,» «Leadership and Independence,» «Managerial Abilities,» «Strategic Idea,» «Social Mobility,» «Risk Propensity,» «Task Orientation,» «Teamwork,» and «Communicative Competence»). At the same time, veterans are inferior to members of CG1 and CG2 on scales related to orientation toward stability, formal procedures, and hierarchy («Orientation toward safety,” «Professional motivation,” «Distance in organizational relations,” «Concept X”). Combat veterans participating in the program demonstrate high levels of post-traumatic growth, manifested in their ability to defend their positions, independent judgment, and a drive to achieve high results. They also have self-confidence, internal motivation for managerial activities, a tendency to take responsibility, and demonstrated strong leadership qualities. They demonstrate greater flexibility in adapting to new conditions, are willing to take risks, are task-oriented, and effective in teamwork. This provides sufficient grounds for recognizing veterans as a valuable personnel resource in the context of the tasks of creating the future of Russia.
Keywords: managerial potential, post-traumatic growth, combat veterans, special military operation.