КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОРЫ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Ю.Н. Ермилова, О.С. Дейнека, Е.В. Забелина

COPING STRATEGIES AND POLITICAL INTELLIGENCE AS FACTORS OF SELF-EFFICIENCY OF MODERN RUSSIAN ENTREPRENEURS
J.N. Ermilova, O.S. Deyneka, E.V. Zabelina

DOI: 10.38098/ipran.sep_2025_40_4_06

Аннотация. Быстро изменяющиеся условия среды, в которой осуществляется российский бизнес, предъявляет к личности предпринимателя новые требования. Если для структур крупного бизнеса понимание роли взаимоотношений с государством и его институтами очевидна, и поэтому бизнес-лидерам этого уровня необходим развитый политический интеллект, то вопрос о важности политического интеллекта для малого бизнеса остается открытым. Для адаптации к неопределенности и конкуренции усиливаются требования еще и к волевым качествам лидеров бизнеса, и способам совладания в трудных ситуациях. Цель данного исследования состояла в поиске связи между уровнем самоэффективности предпринимателей (как субъективного, косвенного, но информативного показателя успешности их деятельности) с политическим интеллектом, копинг-стратегиями и волевыми качествами. В исследовании участвовало 193 представителя малого бизнеса, из которых 48 чел. представляли реальный бизнес и тестировались офлайн, и 145 чел. из разных сфер бизнеса, которые были опрошены онлайн на платформе Анкетолог. Результаты исследования показали высокие, по сравнению с нормативными, показатели политического интеллекта и волевых качеств в обеих группах предпринимателей. У предпринимателей реального сектора экономики также завышены показатели копингов, особенно конструктивных. С помощью метода структурного моделирования было показано опосредованное влияние выраженности политического интеллекта и приверженности рациональным копинг-стратегиям на поддержание самоэффективности у предпринимателей малого бизнеса. Ключевым посредником (модератором), связывающим политический интеллект и самоэффективность, выступили волевые качества предпринимателя.

Ключевые словасамоэффективность, политический интеллект, копинг-стратегии, волевые качества, предприниматели, структурное моделирование.

Summary. The rapidly changing environment in which Russian business operates places new demands on entrepreneurs. While large businesses understand the role of relationships with the state and its institutions, and therefore business leaders at this level require developed political intelligence, the importance of political intelligence for small businesses remains unclear. Adapting to uncertainty and competition places increasing demands on business leaders' willpower and coping skills in challenging situations. The aim of this study was to investigate the relationship between entrepreneurs' self-efficacy (as a subjective, indirect, yet informative indicator of their success) and their political intelligence, coping strategies, and volitional qualities. The study involved 193 small business representatives, 48 of whom represented real businesses and were tested offline, and 145 individuals from various business sectors (including IT, bloggers, and the self-employed), who were surveyed online on the Anketolog platform. The study results revealed high levels of political intelligence and willpower in both groups of entrepreneurs, compared to the norm. Entrepreneurs in the real sector also had elevated coping scores, particularly constructive coping. Using structural modeling, we demonstrated the indirect influence of political intelligence and adherence to rational coping strategies on maintaining self-efficacy in small business entrepreneurs. Willpower emerged as the key moderator linking political intelligence and self-efficacy.

Keywords. self-efficacy, political intelligence, coping strategies, volitional qualities, entrepreneurs, structural modeling.